Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Октябрь » 7 » К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ПЧЕЛОВОЖДЕНИЯ
06:37
К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ПЧЕЛОВОЖДЕНИЯ

К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ПЧЕЛОВОЖДЕНИЯ 1
Часто приходится встречать две пасеки, расположенные рядом и весною совершенно одинаковые по количеству силы и запасов. Хозяин одной пасеки почти не получает доходов, а хозяин другой собирает порядочный урожай меда. Оба пасечника —люди знающие и трудолюбивые, но усвоившие различные способы пчеловождения, причем первый не хочет отрешиться от своего, а второй вполне доволен своим. Случалось нам бывать и на пасеках с неразборными ульями, в которых пчелы живут вполне самостоятельно, а пасечник осенью отнимает у них то, что Господь послал им лишнего. В годы, когда не только нет лишнего, но нет и необходимого, и большая часть пасеки обречена на голодную смерть, удивительно бывает встретить на ней 3—5 ульев, собравших значительные запасы. Приподнимешь, взвешивая на руках, штук 5—10 дуплянок, и все они безмедны, а вот поднял одиннадцатую и чувствуешь, что тут пуда полтора меду. "Как это случилось?" — спрашиваешь дедушку. — "Да вот перед цветением липы улей отпустил первака, но матку я во время роения нечаянно задавил, или она так куда-то залетела, но только рой вернулся назад, а через неделю несколько дней подряд шли дожди, молодая матка бросила петь, улей так и не роился". И далее идут опять легкие ульи, и, наконец, снова попадается тяжелый. "Ну, а это что?" — обращаешься к деду. — "Это рой. Я отлучился было с пасеки, а тут вышло сразу роя четыре, жена не умела их разделить, да так и ссыпала на вощанку в эту дуплянку. Мне потом некогда было возиться, так я и оставил".
К этим упомянутым двум ульям случай применил удачно два метода: в первом — удаление матки передвзятком, а во втором — устроил рой-медовик. Человеку остается подробно изучить биографию этих ульев, вдуматься во все подробности и затем то, что сделал слепой случай, проделать со зрячими глазами и с остальными ульями, и получится верная прибыль
1 Эта глава как отдельная статья была помещена в журнале "Русский Пчеловодный Листок" за 1915 г., но так как она имеет прямое отношение к этому изданию, то я позволил себе перенести ее сюда.
R
там, где она была редкой случайностью. Большинство методов пчеловождения обязаны своим появлением вдумчивому отношению к случайным удачам, например, методы Вельса, ¦ Старобогатова и др. (Я нарочно для примера привел ниже историю возникновения этих методов). Некоторые же методы возникли рассудочным путем, причем пчеловод, хорошо знакомый с пчелой и с местностью, при каждом шаге своем учитывает все, что может повлиять на медосбор в ту или иную сторону. Без сомнения, главная задача пчеловода состоит в том, чтобы ко времени главного взятка при наименьших расходах деньгами и временем получить по возможности большее количество пчел. Истина, что богатый пчелою улей сильнее улья с населением малочисленным, так же верна, как и то, что человек, обладающий большими мускулами, — сильнее человека с более слабой мускулатурой. Но результат труда этих двух людей часто далеко не соответствует их физической силе, так как в труде принимает участие и духовная сторона этих людей. Одного из них, например, более слабого, может воодушевлять труд, и он работает с энергией, другому его труд кажется бессмысленным, и он вяло двигает своим могучим телом.
Пчела тоже имеет сложную нервную систему, и чтобы заставить ее сделать максимум возможного, пасечник должен сделать что-то вроде того, что делает с психикой солдата талантливый полководец. Читатель улыбается и думает, что мы увлеклись. Допустим, что грешок этот случился, но в основе своей мы правы. Психология не только животных, но и людей — наука новая, и только благодаря экспериментальной психологии в ней начал брезжить свет. Что нам известно из психологии пчелы? Роевая энергия, усиление трудолюбия подкормкой, уменьшение деятельности, вследствие насильственного предупреждешга роения, да еще кое-что. Что мы знаем, мы должны использовать, а в чем сомневаемся, что только предполагаем, то путем опыта должны выяснить себе, стараясь в то же время отыскать для своей мысли новые пути, новые задачи.
Тот, кто усиленно и долгое время работал в известной местности, ставя себе задачей получить ко времени главного взятка не только сильные семьи по численности пчел, но и сильные своею энергией, своею жаждою собирать мед, тот, если он достиг своей цели, выработал, значит, наилучший метод пчеловождения при условиях взятка его местности.
И если его местные условия изменятся хоть немного, например будет вырублена липовая аллея, или введено будет вблизи в севооборот какое-нибудь медоносное растение, или на пасеке будет разведена какая-нибудь другая порода пчел, или сам пасечник, наконец, изменится, например, ослабеет, состарится, то и метод, применявшийся им, должен измениться:
не отразиться такие перемены на методе не могут. Из этого видно, насколько неправы люди, проповедывающие какой-нибудь излюбленный ими метод и считающие его универсальным. Пасечники, усвоившие такой метод, но работающие в другой местности, терпят неудачу, а если приноровили к этому методу и ульи всей пасеки, то и огромные убытки. Здесь лежит причина бесконечных споров, а иногда и злобных пререканий, которые мы так часто находим в нашей литературе и слышим на съездах. Имеется у нас также группа людей, которые слегка испробовав то, другое, третье и потерпев ряд неудач, махнули рукой на все приемы, применяемые для усиления медосбора. На последнем Съезде Пчеловодов, например, нам пришлось слышать мнение, правда, кажется, единичное, что все эти методы для крестьян совершенно не нужны и только тормозят дело. Эта группа, кажется, полагает, что если неуклюжую колоду заменить каким-нибудь рамочным ульем, который можно разбирать, и этим облегчить ряд работ, обыкновенно практикуемых и в колоде, то пчеловодство будет- рационально и задача инструктора закончена. Правда, это говорилось по отношению пасек крестьянских, но если предположить, что крестьянину недоступно руководить пчелою и заставлять ее давать максимум меда, то... будем последовательны до конца и оставим крестьянина при его неразборных ульях. (Нельзя не вспомнить изречения Берлепша: "Пчеловод, не знающий теории, до гроба останется жалким пачкуном", или слова Гете: "Самым практичным в деле является наличность правильной теории"). Вряд ли велика группа, которая держится вышеприведенного мнения о крестьянских пасеках, но она имеется; мы же присоединяемся к огромному большинству наших товарищей, которые думают, что применять известный метод может всякий грамотный пчеловод, и не только применять, но и в скромных размерах искать в нем дальнейшего улучшения путем небольших, недорого стоющих опытов. Теперь же мы, ежегодно применяя на части нашей собственной пасеки несколько методов, охотно еще добавим, что работа на такой опытной маленькой пасеке является поэзией самого пчеловодства.
Она захватывает не столько карманные интересы, сколько интересы пытливого ума. "Не единым хлебом жив будет- человек", и если пасечник, выработав метод, из года в год применяет по шаблону одни и те же приемы, ничего не записывая, ни над чем не задумываясь и не стараясь улучшать их, то он (независимо от того, владелец ли он пасеки, или нанятой пчеловод), ненастоящий пчеловод, а наемный ремесленник, хлопочущий только о своей заработной плате. Такой пасечник не интересуется периодической литературой, встретившись с товарищами будет- говорить о чем угодно, но только не о пчелах, которых он не любит и которыми не интересуется.
in
Но есть у нас на Руси тысячи и других пасечников, у которых пчеловодство составляет хлеб и радость жизни. Если у них пасека велика, то большая часть ее ведется по известному методу и составляет статью дохода, меньшая же часть служит материалом для вечного неутомимого искания, и эта часть захватывает всю их мысль, все интересы и представляет- живую текучую воду. Эти пасечники, собственно говоря, и двигают наше пчеловодство вперед, ежегодно прибавляя в сокровищницу пчеловодных знаний новые и новые зерна. Пусть не все эти зерна вырастают в дубы и розы, но все-таки только этим зернам мы обязаны тем, что имеем. Есть лица, мы знаем, которые относятся свысока и несколько иронически к таким поискам, в особенности, если последние окончились неудачей и были связаны с затратами, но таких лиц немного, и мы горячо приветствуем Киевский Всероссийский съезд, который почти единогласно высказался за устройство целой сети небольших опытных пасек, вроде той, которою руководил А. С. Бутке-вич в Тульской губернии, или той, что организована при Казанском Обществе Пчеловодства. Мы уверены, что именно такие пасеки должны будут довести дело, столь успешно начатое земствами и Институтом инструкторов, до конца и полного расцвета. Мы горячо приветствуем идею А.С. Буткевича предложить пчеловодам такой улей, который особенно удобен для применения целого ряда методов.
Его "универсальный улей" не должно рассматривать, как это делают некоторые критики, как улей хозяйственный, экономический, — он и дороговат, и малоподвижен. Впрочем, имеются сообщения, что он хорош и в хозяйственном отношении (журнал Казанского Общества Пчеловодства № 8 за 1914 г.). По нашему убеждению, он в небольшом числе экземпляров желателен на всякой пасеке, руководимой интеллигентным пытливым умом; он поддержит жизнь в деле и устранит возможность погрязнуть в рутине, шаблоне. Эти соображения побудили меня дать чертеж и краткое описание улья в конце этого издания.
Нельзя не упомянуть, что недалеко то время, когда у нас появится несколько областных опытных станций пчеловодства, которые могут быть благодетельны для страны только в том случае, если им будет доставляем материал, состоящий из многочисленных наблюдений, производимых на маленьких опытных пасеках, находящихся в самых разнообразных условиях. Что сможет заменить работу этих сотен скромных тружеников-наблюдателей, которые — как пчелы — приносят по капле своей нектар для переработки его на пчеловодных станциях в общеполезный мед знания!


ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Помещенные здесь методы пчеловождения разбиты на шесть отделов.
В первый отдел вошли методы, не допускающие роения пчел (противуроевые).
Во второй отдел — методы, допускающие искусственное роение с целью использовать рой на мед или возвратить его впоследствии материнскому улью.
В третий отдел — методы,допускающие временное образование нуклеусов,резервов при помощи матки перезимовавшего улья.
В четвертый отдел — методы роевой свободы.
В пятый отдел — методы, допускающие естественное роение в ограниченном количестве.
В шестой отдел — методы, применяемые к неусовершенствованным неразборным ульям и способы улучшения их.
В конце книги помещено несколько приемов, которые могут сопровождать те или другие методы пчеловождения.
Строгое подразделение на группы сделать очень трудно, т.к. многие из них одним из своих приемов принадлежат к одной группе, другие — к совсем иной, являясь как бы переходными или составными. Сознаю, что принятая здесь группировка тоже обладает недостатками,но с ними приходится мириться во избежание более мелких делений. В некоторых методах те или иные приемы схожи,и в этих случаях их можно было бы посоединять и описать совместно,но тогда некоторые отличительные черты каждого метода, как мне показал опыт, легко спутать, в особенности пчеловоду-ученику.
Под словом "метод" я вообще подразумеваю ряд работ, связанных между собою общностью цели, поставленной себе пасечником. Но если из какого-нибудь метода взята и описана только одна работа, то и эта работа сохранила название "метод". Под словом "прием" я подразумеваю отдельную, производимую на пасеке работу, не входящую в состав метода; слово "система" применяю только к улью, причем к улью почти каждой системы можно применить несколько методов пчеловождения. Слова "ящик", "этаж", "отделение" по отношению к улью вертикальному представляют собою синонимы; слово же "надставка" означает помещение для секций или полурамок.
12

ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Биография.......................................    з
Введение.........................................    4
Предисловие к 1-му изданию........................    5
К вопросу о методах пчеловождения..................    8
Предварительные замечания.........................  \2
ОТДЕЛI МЕТОДЫ ПРОТИВУРОЕВЫЕ. Основной их принцип и задача..................................  13
ГРУППА А. Методы, борющиеся с роением посредством создания для пчел подобия
натурального роения................................  14
Метод Симминса..................................  15
Видоизменение метода Симминса без применения
ганемановской решетки (Вал. Шимановского)...........20
Прием Груднова...................................22
Метод Чайкина..................................23
Метод Александра, измененный Ршпе и
примененный к улью Лангстрота-Рута.................28
Оценка методов этой группы,
в связи с условиями взятка...........................32
ГРУППА Б. Методы противуроевые с
ограничением или прекращением червления............33
Методы, основанные на устранении матки для пасек,
не имеющих позднего летнего взятка..................33
Метод Цесельского........................37
Метод Берлепша........................41
Хозяйство К. И. Марковского,в основу которого
положены методы Цесельского и Берлепша.............44
Метод К. Левицкого     ..............................49
Метод Прейса...................................58
Метод Кунтша....................................75
Первый метод без перемещения матки вниз.............   79
Второй метод, при котором матка перемещается сначала
в нижний этаж, а затем отгораживается на 3-х рамках....   80
Третий метод с перемещением матки вниз,
но без отгораживания ее........................  83
ГРУППА В. Методы противуроевые в
двухсемейных или в двухматочных ульях...............88
Метод Вельса.....................................89
Метод Радомского............................92
Метод В. Старобогатова............................96
Хозяйство А. Г. Колодзейчика.......................   99
Хозяйство С. Баталова..............................100
349
ГРУППА Г. Методы борьбы с роением
посредством очень вместительных ульев.............101
Хозяйство И. Докучаева............................ 110
Методы в ульях Дадана и Лаигстрота-Рута............  112
Метод М. А. Дернова..............................,114
Способ Василия Сребрянского....................117
Метод А. Г. Блинова...............................121
Метод Н. Н. Брюханенко............................122
ГРУППА Д. Методы борьбы с роением посредством совершенного отбора червы или
удвоения ее количества.............................127
Метод Юшкова.................................128
Применение метода Юшкова к круглым дуплянкам
и колодам........................................134
Применение метода Юшкова к рамочным ульям.......135
Приспособление метода Юшкова для заготовки
запасных вощин..................................138
Значение метода Юшкова для пасек с заразными
болезнями.......................................140
Метод Гравенгорста...............................141
Хозяйство Н. П. Ильинского, применяющего методы Симминса и Юшкова в ульях Лангстрота-Рута и Кука ... 145
ОТДЕЛИ МЕТОДЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ИСКУССТВЕННОМ РОЕНИИ. Их принцип и задача...   153
ГРУППА А. Методы, применяемые к
неразборным ульям..................'.............153
Линеечная бездонка В. Ф. Ващенко с надставкой......154
Рамочная дуплянка В. Ф. Ващенко и полуразборная
дуплянка В. Ю. Шимановского и уход за ними..........159
Досчатая дуплянка Е. Дариенко и Россиянова и
уход за нею.....................................161
ГРУППАБ....................................163
Метод Цесельского, применяемый к ведению
дупляночной пасеки с помощью рамочных ульев.......163
Хозяйство г. Божаньского...........................168
Хозяйство Микален-Микаловского...................169
Хозяйство В. Я. и О. Колиберских....................170
ГРУППА В....................................172
Метод В. Ф. Ващенко...............................172
Метод Корженевского.............................179
Метод П. А. Метца с матками-помощницами...........184
Метод ведения медового хозяйства в двухярусном
улье Г. И. Даценко.................................186
Метод Фролова..................................188
350
ГРУППА Г. Методы, в состав которых входят
принципы предыдущих методов.....................-190
Метод Ф. Роя.....................................190
Хозяйство Ю. С. Шелухина..........................199
Метод для местностей с разновременными взятками на пасеке с ульями неодинаковых систем................204
ОТДЕЛШ МЕТОДЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ПРЕДОСТАВЛЕНИИ
ПЧЕЛАМ РОЕВОЙ СВОБОДЫ.....................209
Метод А. С. Буткевича роемедовиковый (взяток
непосредственно следует за роенном).................211
Метод П. А. Метца (с роесокращательными ульями).....214
Другой способ использования роев, рекомендуемый
А. С. Буткевичем..................................217
Приемы, применяемые на больших пасеках во время
свободного роения................................219
Использование натуральных роев на рамочной пасеке. . . 220
Метод И. С. Куланды...............................223
Способы изготовления цилиндрических ульев
из соломы.......................................230
Метод А. Ф. Андрияшева...........................236
Хозяйство Н. И. Лещенко...........................238
ОТДЕЛ IV МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ МЕДА В СЕКЦИЯХ. Значение секционного меда;
современные размеры и способы размещения секций.....240
Способ Грина и Барбера ........#...................242
Роение при производстве сотового меда..............243
Работы в улье Данценбекера при производстве секций . . 245
Метод Атватера..................................248
Метод Дюлитля..................................251
Метод Хенда.....................................268
Упрощенный уход за ульем Хенда,
видоизмененный Исаевым........................281
ОТДЕЛУ МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К НЕРАЗБОРНЫМ
УЛЬЯМ.........................................28?
Украинская дуплянка-бездонка......................287
Метод ведения медового хозяйства в дуплянках, при котором не допускается ни искусственного,
ни естественного роения......................288
Хозяйство роебойное и возможные в нем теперь
же изменения.....................................~*3
Заготовка и хранение вощанок и медков.............."4
351
Пчеловождение в сапетках..........................302
Пчеловождение в колодах..........................303
Размеры неразборных ульев и порядок улучшения
пчеловождения в них..............................308
Пчеловождение в бортях...........................313
ОТДЕЛ VI
Хозяйство роевое, восковое и медовое................316
Медово-восковое хозяйство П. Л. Снежневского........322
Соединение нескольких методов и усиленная
отборка меда.....................................326
Приемы для образования многоматочных ульев........328
Приемы для подсадки нескольких маток
В. Ильинского и П. А. Метца.........................329
Прием А. Ф. Моше для устройства семьи со многими
матками или резервуара-питомника маток............330
Универсальный улей А. С. Буткевича..................331
Указатель помещенных в книге работ,
сгруппированных по временам года...................347

Категория: Разведение и содержание | Просмотров: 597 | Добавил: al-bee | Теги: ПЧЕЛОВОЖДЕНИЯ, К ВОПРОСУ, О МЕТОДАХ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]